Домой / Главная / Мстители: кто и как ищет машины, угнанные за границу

Мстители: кто и как ищет машины, угнанные за границу

Иногда угнанные автомобили пропадают без следа, а иногда их находят спустя много-много лет. И часто при этом мы встречаем фразу «разыски­вается по линии Интерпола». Что это означает и какими проблемами может грозить авто­владельцу? Попробуем вникнуть в особен­ности между­народного взаимо­действия полицейских.

Что такое Интерпол и почему он ищет машины по всему миру?
Интерпол — международная организация, созданная для взаимо­действия полицей­ских служб в розыске преступ­ников и поиска похищенного на терри­тории разных государств. В настоящие дни в Интерполе состоят 194 участника — в постоянном контакте находятся полицей­ские большин­ства стран мира. По числен­ности это вторая межправи­тель­ственная органи­зация на планете. Крупнее только Органи­зация Объединённых Наций (ООН).

Мстители: кто и как ищет машины, угнанные за границу

Прародитель Интерпола, Международная комиссия уголовной полиции для коорди­нации усилий отдельных стран в борьбе с обще­уголовной преступ­ностью, была создана в 1923 году. Однако в период Второй мировой войны её деятель­ность фактически была прервана. Возроди­лась между­народная структура в 1946-м, а с 1956 года действует её нынешний устав. Тогда же Между­народная организация уголовной полиции получила своё сокращённое название — и теперь известна под привычным именем Интерпол.

Штаб-квартира Интерпола располагается во Франции, в Лионе. Национальные бюро этой органи­зации есть в каждой стране-участнице — ведомство, ответ­ственное за между­народное полицейское взаимо­действие, определяется правитель­ством каждой страны. В России, вступившей в Интерпол в 1990 году, Национальное центральное бюро этой службы действует в структуре Министер­ства внутренних дел. Есть у него и региональные подраз­деления.

Мстители: кто и как ищет машины, угнанные за границу

Международное взаимодействие полицейских охватывает весь спектр преступ­лений, в том числе и кражу транс­портных средств. Интерпол ведёт общую базу данных похищенных автомо­билей, которая обозначается аббреви­атурой SMV (Stolen Motor Vehicle). Однако объявлять в розыск по линии Интерпола могут не только угнанные машины: бывает, что полицейские пытаются найти автомобиль, на котором совер­шили преступ­ление. Или разыски­вают человека, ставшего свидетелем преступ­ления, но не замешанного в нём.

Как машины попадают в базу Интерпола?
Возможность заявить автомобиль в международный розыск имеют полицейские всех стран-участниц организации — через своё национальное бюро Интерпола. Оно же ответ­ственно за получение информации об авто­мобилях, разыски­ваемых на между­народном уровне — чтобы внести их в локальную базу данных и искать внутри своей страны. В России порядок взаимо­действия с Интерполом по розыску авто­мобилей регламенти­руется пунктом V межведом­ственного приказа «Об утверж­дении инструкции по организации информаци­онного обеспечения сотруд­ничества по линии Интерпола», изданного в 2006 году.

Мстители: кто и как ищет машины, угнанные за границу

Неужели все машины из списка Интерпола рано или поздно находят?
Конечно, обнаружить удаётся далеко не все украденные автомобили, ведь чаще всего похитители машины подделы­вают её иденти­фикаци­онную маркировку. И иногда так искусно, что выявить несоответ­ствие удаётся лишь через пару десятков лет. Подобный случай произошёл недавно в Иркутске: сотрудники ГИБДД нашли несколько автомобилей, которые много лет числи­лись в угоне и разыски­вались по линии Интерпола. Рекордс­меном по давности отсут­ствия у законного владельца среди найденных машин оказался Toyota Land Cruiser, похищенный в Москве 18 лет назад.

Выявить угнанные автомобили дотошным иркутским гаишникам удалось в ходе сверки номеров при постановке на учёт: полицейские направили сомни­тельные автомобили на экспертизу. Экспертно-крими­нали­стический центр МВД России подтвердил факт угона.
Кроме того, похищенные автомобили нередко разбирают на запчасти — в таком случае и разыскивать оказывается нечего. Однако между­народную базу данных по похищенным машинам (SMV) всё же стоит признать достаточно эффективным инструментом: по данным Интерпола, только в 2018 году благодаря ей около 143 000 автомобилей удалось иденти­фицировать как угнанные. При этом украденные в Европе машины находили в таких отдалённых регионах, как Австралия и Южная Америка.
Иногда попадают в базу Интерпола и так называемые авто­мобили-двойники. Представьте, что машину однажды уже украли в какой-нибудь европейской стране, нанесли на неё VIN от точно такой же, мирно ездящей в России, и продали другому владельцу в той же Европе. А у него «невезучую» машину снова угнали!

Таким образом VIN от законно купленной в России машины становится разыски­ваемым. И её ничего не подозрева­ющий владелец может столкнуться с проблемами, в том числе и при въезде за рубеж. Скорее всего, экспертиза выявит, что на «честном» автомобиле маркировка не изменялась, но это будет стоить владельцу времени и нервов.

Как узнать, числится ли моя машина в угоне по базе Интерпола?
В открытый доступ информацию о разыскиваемых транспортных средствах, в отличие от подозрева­емых в преступ­лениях людей, Интерпол не выкладывает: считается, что эти данные могут сыграть на руку угонщикам, подбирающим для похищенной машины «чистый» иденти­фикаци­онный номер (VIN). При этом в России по VIN-номеру можно проверить автомобиль на предмет его нахож­дения в федеральном розыске — такой сервис предусмотрен на офици­альном сайте ГИБДД.
Обычно на предмет розыска (в том числе международного) автомобили проверяют на этапе их ввоза — в процессе таможенного оформ­ления. Или при регистрации в ГИБДД. Однако бюрократи­ческие проволочки и всевозможные злоупотреб­ления никто не отменял: может оказаться, что таможня или новый владелец, не догадывающийся о криминальном прошлом машины, успеет оформить все документы до того, как информация о её розыске поступит в базу. В таком случае возможны неприятные неожидан­ности и длительные разбирательства.

Мстители: кто и как ищет машины, угнанные за границу

Что делать, если моя машина числится в базе Интерпола?
Вкратце: предстоят мытарства, столкновение с бюрократией разных стран, написание запросов, ожидание ответов, походы по судам. И всё это — без гарантии положи­тельного исхода.

В случае, если российские полицейские выявят, что ваш автомобиль, который вы наверняка добро­совестно купили на вторичном рынке, находится в розыске, то по факту его обнару­жения начнут дослед­ственную проверку. В ходе проверки следова­тели выяснят, не имеет ли нынешний владелец машины отношения к её краже. Также весьма вероятна экспертиза на предмет того, не перебиты ли на машине иденти­фикационные номера. Автомобиль при этом, естественно, изымается.

Если в итоге окажется, что российские право­охрани­тельные органы к нынешнему владельцу автомобиля претензий не имеют, но в между­народном розыске автомобиль числится, его могут выдать под сохранную расписку — с отметкой в документах о запрете на какие-либо регистраци­онные действия. То есть ездить на машине будет можно и дальше, но избавиться от неё уже не получится. Равно как и выехать за границу: ведь там её с нетерпением ждут полицейские других стран. Однако для возврата машины законному собственнику даже на таких условиях порой требуется немало усилий.

Национальное бюро Интерпола тем временем сообщит полицейским органам страны, которая этот розыск иници­ировала, о том, что машина обнаружена, и будет ждать ответа: что законный владелец собирается с ней делать дальше. Однако возвратом автомобилей Интерпол не занимается — конфликт законному владельцу в другой стране и нынешнему облада­телю машины в России придётся решать путем переговоров или в суде. И здесь также возможны варианты развития событий.

Во-первых, нынешний владелец проблемного автомобиля в России может попытаться пере­валить внезапно обнаружив­шиеся проблемы на плечи того, кто ему эту машину продал, — через суд потребовать расторг­нуть договор купли-продажи и вернуть деньги. И здесь крайне важно, чтобы продавца можно было найти, а в договоре купли-продажи стояла реально уплаченная при сделке сумма.

Во-вторых, нынешний владелец машины вправе обратиться в суд с просьбой признать себя добро­совестным приобретателем: в том числе если уведом­ление по линии Интерпола о том, что машина найдена, осталось без ответа. Если решение суда будет в пользу нынешнего владельца, разыскивать на территории России машину прекратят.

Но, чтобы прекратить международный розыск, собственнику придётся входить в контакт с зарубежным владельцем найденного автомобиля, со страховой компанией, уже возместившей ему ущерб и теперь являющейся законным право­обладателем, или с полицией, объявившей автомобиль в розыск. Для этого можно запросить нужный адрес через российское бюро Интерпола и попытаться уладить конфликт полюбовно либо в судебном порядке.

При этом известны случаи, когда первый хозяин автомобиля (или страховая компания, выплатившая ему компен­сацию) отказывался от претензий в обмен на небольшую компенсацию или вообще без дополни­тельных условий. Такое объяснимо, если машина уже старая и дешёвая — везти её обратно, скорее всего, окажется слишком дорого и лишено всякого смысла. Но не исключён и тот факт, что законный владелец из-за рубежа обратится в российский суд, потребует вернуть ему машину и получит решение в свою пользу — из-за ценности автомобиля или просто из принципа. В таком случае автомобиль придётся отдать.

Ознакомьтесь также

О катализаторах

Многие автовладельцы, заметив ухудшение динамических характеристик двигателя наряду с необъяснимым увеличением расхода топлива, справедливо полагают, ...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика