Иногда угнанные автомобили пропадают без следа, а иногда их находят спустя много-много лет. И часто при этом мы встречаем фразу «разыскивается по линии Интерпола». Что это означает и какими проблемами может грозить автовладельцу? Попробуем вникнуть в особенности международного взаимодействия полицейских.
Что такое Интерпол и почему он ищет машины по всему миру?
Интерпол — международная организация, созданная для взаимодействия полицейских служб в розыске преступников и поиска похищенного на территории разных государств. В настоящие дни в Интерполе состоят 194 участника — в постоянном контакте находятся полицейские большинства стран мира. По численности это вторая межправительственная организация на планете. Крупнее только Организация Объединённых Наций (ООН).
Прародитель Интерпола, Международная комиссия уголовной полиции для координации усилий отдельных стран в борьбе с общеуголовной преступностью, была создана в 1923 году. Однако в период Второй мировой войны её деятельность фактически была прервана. Возродилась международная структура в 1946-м, а с 1956 года действует её нынешний устав. Тогда же Международная организация уголовной полиции получила своё сокращённое название — и теперь известна под привычным именем Интерпол.
Штаб-квартира Интерпола располагается во Франции, в Лионе. Национальные бюро этой организации есть в каждой стране-участнице — ведомство, ответственное за международное полицейское взаимодействие, определяется правительством каждой страны. В России, вступившей в Интерпол в 1990 году, Национальное центральное бюро этой службы действует в структуре Министерства внутренних дел. Есть у него и региональные подразделения.
Международное взаимодействие полицейских охватывает весь спектр преступлений, в том числе и кражу транспортных средств. Интерпол ведёт общую базу данных похищенных автомобилей, которая обозначается аббревиатурой SMV (Stolen Motor Vehicle). Однако объявлять в розыск по линии Интерпола могут не только угнанные машины: бывает, что полицейские пытаются найти автомобиль, на котором совершили преступление. Или разыскивают человека, ставшего свидетелем преступления, но не замешанного в нём.
Как машины попадают в базу Интерпола?
Возможность заявить автомобиль в международный розыск имеют полицейские всех стран-участниц организации — через своё национальное бюро Интерпола. Оно же ответственно за получение информации об автомобилях, разыскиваемых на международном уровне — чтобы внести их в локальную базу данных и искать внутри своей страны. В России порядок взаимодействия с Интерполом по розыску автомобилей регламентируется пунктом V межведомственного приказа «Об утверждении инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола», изданного в 2006 году.
Неужели все машины из списка Интерпола рано или поздно находят?
Конечно, обнаружить удаётся далеко не все украденные автомобили, ведь чаще всего похитители машины подделывают её идентификационную маркировку. И иногда так искусно, что выявить несоответствие удаётся лишь через пару десятков лет. Подобный случай произошёл недавно в Иркутске: сотрудники ГИБДД нашли несколько автомобилей, которые много лет числились в угоне и разыскивались по линии Интерпола. Рекордсменом по давности отсутствия у законного владельца среди найденных машин оказался Toyota Land Cruiser, похищенный в Москве 18 лет назад.
Выявить угнанные автомобили дотошным иркутским гаишникам удалось в ходе сверки номеров при постановке на учёт: полицейские направили сомнительные автомобили на экспертизу. Экспертно-криминалистический центр МВД России подтвердил факт угона.
Кроме того, похищенные автомобили нередко разбирают на запчасти — в таком случае и разыскивать оказывается нечего. Однако международную базу данных по похищенным машинам (SMV) всё же стоит признать достаточно эффективным инструментом: по данным Интерпола, только в 2018 году благодаря ей около 143 000 автомобилей удалось идентифицировать как угнанные. При этом украденные в Европе машины находили в таких отдалённых регионах, как Австралия и Южная Америка.
Иногда попадают в базу Интерпола и так называемые автомобили-двойники. Представьте, что машину однажды уже украли в какой-нибудь европейской стране, нанесли на неё VIN от точно такой же, мирно ездящей в России, и продали другому владельцу в той же Европе. А у него «невезучую» машину снова угнали!
Таким образом VIN от законно купленной в России машины становится разыскиваемым. И её ничего не подозревающий владелец может столкнуться с проблемами, в том числе и при въезде за рубеж. Скорее всего, экспертиза выявит, что на «честном» автомобиле маркировка не изменялась, но это будет стоить владельцу времени и нервов.
Как узнать, числится ли моя машина в угоне по базе Интерпола?
В открытый доступ информацию о разыскиваемых транспортных средствах, в отличие от подозреваемых в преступлениях людей, Интерпол не выкладывает: считается, что эти данные могут сыграть на руку угонщикам, подбирающим для похищенной машины «чистый» идентификационный номер (VIN). При этом в России по VIN-номеру можно проверить автомобиль на предмет его нахождения в федеральном розыске — такой сервис предусмотрен на официальном сайте ГИБДД.
Обычно на предмет розыска (в том числе международного) автомобили проверяют на этапе их ввоза — в процессе таможенного оформления. Или при регистрации в ГИБДД. Однако бюрократические проволочки и всевозможные злоупотребления никто не отменял: может оказаться, что таможня или новый владелец, не догадывающийся о криминальном прошлом машины, успеет оформить все документы до того, как информация о её розыске поступит в базу. В таком случае возможны неприятные неожиданности и длительные разбирательства.
Что делать, если моя машина числится в базе Интерпола?
Вкратце: предстоят мытарства, столкновение с бюрократией разных стран, написание запросов, ожидание ответов, походы по судам. И всё это — без гарантии положительного исхода.
В случае, если российские полицейские выявят, что ваш автомобиль, который вы наверняка добросовестно купили на вторичном рынке, находится в розыске, то по факту его обнаружения начнут доследственную проверку. В ходе проверки следователи выяснят, не имеет ли нынешний владелец машины отношения к её краже. Также весьма вероятна экспертиза на предмет того, не перебиты ли на машине идентификационные номера. Автомобиль при этом, естественно, изымается.
Если в итоге окажется, что российские правоохранительные органы к нынешнему владельцу автомобиля претензий не имеют, но в международном розыске автомобиль числится, его могут выдать под сохранную расписку — с отметкой в документах о запрете на какие-либо регистрационные действия. То есть ездить на машине будет можно и дальше, но избавиться от неё уже не получится. Равно как и выехать за границу: ведь там её с нетерпением ждут полицейские других стран. Однако для возврата машины законному собственнику даже на таких условиях порой требуется немало усилий.
Национальное бюро Интерпола тем временем сообщит полицейским органам страны, которая этот розыск инициировала, о том, что машина обнаружена, и будет ждать ответа: что законный владелец собирается с ней делать дальше. Однако возвратом автомобилей Интерпол не занимается — конфликт законному владельцу в другой стране и нынешнему обладателю машины в России придётся решать путем переговоров или в суде. И здесь также возможны варианты развития событий.
Во-первых, нынешний владелец проблемного автомобиля в России может попытаться перевалить внезапно обнаружившиеся проблемы на плечи того, кто ему эту машину продал, — через суд потребовать расторгнуть договор купли-продажи и вернуть деньги. И здесь крайне важно, чтобы продавца можно было найти, а в договоре купли-продажи стояла реально уплаченная при сделке сумма.
Во-вторых, нынешний владелец машины вправе обратиться в суд с просьбой признать себя добросовестным приобретателем: в том числе если уведомление по линии Интерпола о том, что машина найдена, осталось без ответа. Если решение суда будет в пользу нынешнего владельца, разыскивать на территории России машину прекратят.
Но, чтобы прекратить международный розыск, собственнику придётся входить в контакт с зарубежным владельцем найденного автомобиля, со страховой компанией, уже возместившей ему ущерб и теперь являющейся законным правообладателем, или с полицией, объявившей автомобиль в розыск. Для этого можно запросить нужный адрес через российское бюро Интерпола и попытаться уладить конфликт полюбовно либо в судебном порядке.
При этом известны случаи, когда первый хозяин автомобиля (или страховая компания, выплатившая ему компенсацию) отказывался от претензий в обмен на небольшую компенсацию или вообще без дополнительных условий. Такое объяснимо, если машина уже старая и дешёвая — везти её обратно, скорее всего, окажется слишком дорого и лишено всякого смысла. Но не исключён и тот факт, что законный владелец из-за рубежа обратится в российский суд, потребует вернуть ему машину и получит решение в свою пользу — из-за ценности автомобиля или просто из принципа. В таком случае автомобиль придётся отдать.